Аннотация образовательной программы.
Образовательная программа - это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности…» (гл.2, ст.12, п.1).
Школа предоставляет возможность получения образования на всех ступенях и уровнях обучения (I ступень – начальное общее, II ступень – основное общее, III ступень – среднее (полное) общее образование).
В школе на I ступени образования (1-3 классы) обучение ведется по ФГОС НОО, где большое внимание уделяется развитию УУД обучающихся и их нравственному, эстетическому и физическому развитию. В четвёртом классе обучение ведётся по развивающей образовательной программе «Школа России». На этой ступени обучения начинается преподавание иностранного языка.
Школа II ступени работает над реализацией уровневой дифференциации в предметном обучении, чтобы развивать возможности и способности каждого обучающегося.
Школа III ступени – это ориентация обучающихся на выбор расширенного изучения предметов. Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка в 9 классах, введены элективные курсы, факультативы, такие предметы как «Твоя будущая профессия», «Планирование профессиональной карьеры».
В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Пенская средняя общеобразовательная школа» образовательная программа на 2013-2014 гг. строится с учетом следующих принципов:
- дифференциации и индивидуализации обучения;
- демократизации управления;
- гуманизации образовательного процесса.
Такой подход позволяет сохранить преемственность в организации образовательного процесса, побуждает к творческой деятельности педагогический коллектив, создает условия для внедрения инновационных технологий, способствующих достижению обучающимися с различными возможностями не только федеральных и региональных стандартов, но и предметов, отражающих специфику нашего учебного заведения.
Образовательная программа – это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.
Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей.
Образовательная программа регламентирует организацию всех видов деятельности обучающихся, их всестороннее образование.
В образовательной программе обозначены цели, задачи и средства их реализации. Задачи урочной и внеурочной деятельности дифференцированы по возрастам. Через образовательную программу прослеживаются особенности образовательного учреждения по созданию образовательного пространства школы в соответствии с социальным заказом родителей обучающихся:
- Сохранение физического и психического здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе (программа «Здоровье»);
- Повышение качества образования и воспитания (дифференцированный подход в обучении, развитие познавательных интересов; потребность в познании культурно-исторических ценностей; развитие творческой активности; использование современных образовательных технологий;
- Работа в инновационном режиме;
- Создание условий для комплексной безопасности обучающихся;
- Работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации школьников;
- Формирование гражданско-патриотического сознания, формирование нравственной позиции.
Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов.
В связи с тем, что образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей, то и создается она коллегиально. В разработке данного документа принимали участие администрация ОУ, представители родительской общественности, обучающиеся.
Образовательная программа состоит из 9 разделов.
В программе даны цели, задачи и основные направления образовательной программы. Сформулированы стратегическая цель образовательной программы, концептуальные положения образовательной политики школы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, подробная характеристика учебного плана школы по ступеням образования.
Дана информация об управляемой структуре школы, режиме работы, формах обучения, формах и сроках аттестации, использовании вариативных образовательных систем, дополнительном образовании, педагогических технологиях и инновационной деятельности. Представлена управляющая структура школы и рассмотрены возможные пути решения поставленных задач.
В соответствии с принципами государственной политики в области образования, школа создаёт условия для реализации целей и задач воспитания, которые отражены в Законе РФ “Об образовании в Российской Федерации”.
Образовательная программа разработана на 2013-2014 год, принята на педагогическом совете от 29.08.2013 протокол № 1, утверждена приказом директора от 30.08.2013 № 136.
Стратегическая цель программы: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей воспитанию нравственной, физически здоровой личности, постоянно стремящейся к приобретению и расширению знаний, ориентированной на социальную адаптацию в современных условиях жизни.
Концептуальными положениями образовательной политики школы являются:
1) поиск путей для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
2) формирование общей культуры личности обучающихся на основе государственных стандартов содержания общеобразовательных программ;
3) создание условий для развития личности, её самореализации, самоопределения, адаптации к жизни в обществе;
4) воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, к окружающей природе, к семье, уважения к правам и свободам человека;
5) создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
6) сохранение здоровья обучающихся.
Перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
1.Обеспечить выполнение государственных программ по всем предметам.
2.Продолжить работу по подготовке обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.
3.Продолжить внедрение проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс.
4. Совершенствовать уровень руководства и контроля, направленных на:
- Повышение уровня обученности и качества знаний;
Обеспечить систематическую работу с педагогическими кадрами по повышению профессиональной компетентности, развитию творческой инициативы, внедрению инноваций в образовательный процесс;
- Сохранение контингента обучающихся;
- Осознанный выбор профессии;
- Совершенствование системы воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей и принципов толерантности;
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- Использование наиболее эффективных форм методической работы;
- Улучшение материально-технической базы школы.
- Шире использовать возможности школы и учреждений культуры для проведения внеурочной деятельности, организации досуга обучающихся, развития их творческих способностей.
- Привлекать родителей и социальных партнёров в организации для укрепления материально – технической базы школы.
Направления деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Пенская средняя общеобразовательная школа»:
- реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- компетентностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и образовательных услуг;
- предоставление возможности получения обучающимися широкого спектра дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
- повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий, расширения спектра образовательных услуг, привлечения высококвалифицированных специалистов;
- обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников как результата традиционно высокого качества образования;
- воспитание здорового образа жизни – программа «Здоровье»;
- информатизация учебного процесса;
- укрепление материально-технической базы.
Программа определяет стратегию развития школы и действия по ее реализации в соответствии с миссией школы – обеспечением качественного и доступного образования в условиях комфортной образовательной среды.
Ожидаемый результат работы по программе - создание модели школы, объединяющей процессы обучения, воспитания, развития и оздоровления детей в единый образовательный процесс с одной общей целью и включение всех участников (детей, учителей, родителей, медработников, социальные службы) в одно образовательное пространство.